|
Термины
Лучший способ понять курсы, от направления против ветра к направлению по ветру - это начать с галфвинда, когда судно идет поперек направления ветра. Если считать галфвинд начальной точкой отсчета курсов относительно ветра, то курсы, лежащие круче к ветру, будут наветренными (острыми) курсами, а лежащие ниже курса галфвинд - подветренными (полными) курсами. "Увалиться" означает отворачивать от ветра, поворачивая нос через подветренное положение и переходя на другую сторону. Поскольку гик может перейти быстро (и иногда неожиданно) на этом маневре, требуется предостережение капитана.
Поворот и перекладывание грота (поворот через фордевинд)
Другие термины, которые надо знать
На большинстве парусных яхт есть множество других деталей и терминов, которые могут когда-нибудь стать полезными, когда вы станете более опытными. Вот некоторые из них:
- Мнимый ветер. Когда мы плывем на лодке, то чувствуем ветер мнимый, который является комбинацией истинного и созданного движением лодки. Анемометры на движущейся лодке показывают мнимый ветер, тогда как анемометры на берегу показывают истинный.
- Беседка. При помощи беседки (отсюда - беседочный узел) поднимают матроса на мачту, чтобы осмотреть и восстановить такелаж.
- Кулачковые стопора. Они предназначены для захвата и удержания шкотов, идущих от шкотовых углов парусов к матросу или рулевому во время плавания. Эксцентрики на стопорах позволяют быстро освободить шкот резким рывком вверх.
- Галс. Изменение направления лодки или изменение в лавировке так, чтобы ветер оказался с другой стороны лодки. Паруса заполняются с другой стороны.
- Генуя. Большой треугольный передний парус, который заходит за мачту.
- Крен. Наклон яхты в одну сторону под воздействием силы ветра в парусах.
- Левентик. Лодка, как считают, находится в положении левентик, когда она останавливается, указывая непосредственно на ветер, и паруса не заполняются, чтобы начать движение снова.
- Подветренная сторона. Дальше от ветра.
- Леера. Трос безопасности, обычно сделанный из стали, который проходит по периметру палубы больших яхт, чтобы предохранить команду от падения за борт. (Обратите внимание, что по правилам безопасности международных океанских гонок, установленным после трагической январской Фастнестской гонки 1999 года, теперь запрещено пластмассовое покрытие на леерах. Пластмассовое покрытие скрывает, и это трудно обнаружить, сильно разъедаемый морем трос, и множество несчастных случаев было приписано оборвавшимся леерам, которые, казалось, были в хорошем состоянии.)
- Ликпаз. Прорезь для удержания нижней шкаторины грота на гике или передней шкаторины грота на мачте.
- Рифление. Уменьшение площади паруса при помощи частичного опускания паруса и накручивания его на гик.
- Закрутка стакселя. Система уборки передних парусов путем заворачивания их вокруг форштага или штаг-пирса.
- Бегучий такелаж. Это относится ко всем приспосабливаемым снастям, на которых поднимают и регулируют парусное вооружение яхты в зависимости от силы и направления ветра.
- Ванты. Тросы, поддерживающие мачту. Идут от ее топа к бортам яхты. Раскреплены краспицами. Часть стоячего такелажа.
- Щель. Место между стакселем и гротом, где образуется главная тяговая сила.
- Спинакер. Легкий, сшитый из трех полотнищ парус парашютообразной формы, используемый для увеличения скорости на полных курсах.
- Стоячий такелаж. Штаги и ванты, которые держат мачту вертикально. Это постоянно установленное оснащение.
- Колдунчики. Маленькие лоскутки пряжи или других легких материалов, которые приклеивают к хорошо видимому месту парусов,
чтобы указать оптимальную форму паруса.
- Приведение к ветру. Поворот яхты к ветру.
Леера безопасности. На этой яхте команда защищена от падения за борт. (Фото Юрий Рыбаков)
|